ВЫСТАВКА «РУССКИЕ ДИКИЕ»
ЭКСКУРСИИ, МАСТЕР-КЛАССЫ
И ЛЕКЦИИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Выставка «Русские дикие» в Музее русского импрессионизма сопровождается широкой образовательной программой.


В рамках лекционной программы узнаем, кто такие фовисты, кто повлиял на них и почему их картины выглядели столь смело и радикально, разберемся, какое влияние они оказали на российских художников и как были приняты критиками на родине и за рубежом, и поймем, кто сегодня продолжает линию «диких» в искусстве или оригинально переосмысляет наследие искусства раннего французского авангарда.

На творческих занятиях в мастерской или экспозиционном зале участники познакомятся с живописью маслом или смогут самостоятельно создать работы акрилом, пастелью или поработать акварелью.


ПОСЕТИТЬ ЛЕКЦИИ
Цикл лекций о моде «Гений цвета»

В фовизме цвет играет решающую роль: в работах французских художников начала ХХ века видно, как исключительно колористическим решением можно выразить эмоции и передать настроение. В рамках нового мини-цикла из трех лекций в Музее русского импрессионизма вместе с экспертом в области моды и дизайна Илектрой Канестри познакомимся с эволюцией цвета в моде, его символикой и творческим использованием. И конечно, главная тема лекций этого цикла — «цветовые тренды» 2025 года, которые будут раскрыты на примерах коллекций ведущих дизайнеров и модных домов, таких как Gucci, Louis Vuitton, Hermès, Saint Laurent, Chloé и другие



Лектор — Илектра Канестри, эксперт в области моды и дизайна, лектор, журналист. Куратор и преподаватель Британской Высшей Школы Дизайна и Московской Школы Кино. Постоянный лектор Московского Музея Современного Искусства. В прошлом — редактор и обозреватель журналов Vogue, Elle, Cosmopolitan, Interni, интернет-сайтов РБК и др.

Лекция 1. «Главные цветовые тренды моды 2025 года»
02 июля, 19:00

Актуальные образы 2025 года требуют настоящего мастерства и виртуозности в комбинировании оттенков. Особенность трендов этого года — это не только их невероятное разнообразие: нежный пыльный розовый и оптимистичный солнечный желтый, меланхоличные сиреневый и баклажанный, роскошный изумрудный и «гурманский» шоколадный — Mocha Mousse, объявленный цветом года институтом Pantone. Это и невероятно эффектные, не всегда очевидные, но, несомненно, «зрелищные», дерзкие, как у фовистов, цветовые сочетания, неожиданные и на первый взгляд дисгармоничные.
На лекции познакомимся с яркими примерами использования цветовых трендов моды 2025 года в коллекциях Saint Laurent и Chloé, Hermès и Alexander McQueen, Victoria Beckham.
Лекция 2. «От рококо до импрессионистов и 2025 года: пастельные оттенки»
16 июля, 19:00

Пастельные тона — один из главных трендов лета 2025 года. Из живописи рококо XVIII века изысканные, игривые и воздушные пастельные розовые, голубые, желтые оттенки «перекочевали» в моду эпохи и стали ее символом. Нежная «пастель» во многом определила язык импрессионизма, а затем и костюма последней трети XIX века. Ну, а в веке XX воздушные пудровые тона окрасили уже «диоровскую классику».
Гамма неярких, сближенных по тону цветов — настоящий вызов для современной моды, которая не раз предпринимала попытки переломить ее «мягкий характер» и интегрировать в актуальную эстетику стритвира, спорта, нормкора и субкультурности. На лекции посмотрим на яркий пример такой интеграции — коллекции 2025 года от Miu Miu, Jil Sander, Chloé, Acne Studios, Simone Rocha и других модных домов.
Лекция 3. «Красный цвет в истории и современной моде»
03 сентября, 19:00

Красный — один из самых символичных цветов в истории костюма: это цвет одежды римских императоров и кардиналов, королей и ренессансной знати, наконец цвет, имеющий глубокие корни в русской культуре. Каждое новое «возвращение» моды к красному — это его переосмысление, попытка новых интерпретаций, в духе — или наоборот вопреки — его «смысловой» и эстетической сущности.
На лекции мы обратимся к самым актуальным оттенками красного в моде 2025 года — «чистому красному», вишневому, бургунди, кардинальскому красному и рассмотрим актуальные прочтения этого цвета: от асимметрии и авангардного кроя до богемных и романтичных платьев и туник с воланами, а также эффектных кожаных костюмов с юбкой — в коллекциях Gucci, Balmain, Louis Vuitton, Ferragamo, Issey Miyake.

Лекционная программа

В рамках лекционной программы узнаем, кто такие фовисты, кто повлиял на них и почему их картины выглядели столь смело и радикально, разберемся, какое влияние они оказали на российских художников и как были приняты критиками на родине и за рубежом, и поймем, кто сегодня продолжает линию «диких» в искусстве или оригинально переосмысляет наследие искусства раннего французского авангарда.

«Дикие» художники: как во Франции начинался авангард
09 июля, 19:00

На парижском Осеннем салоне 1905 года в зале VII были выставлены картины Анри Матисса и Альбера Марке, Андре Дерена и Мориса де Вламинка, Шарля Камуэна и Анри Мангена. Полотна отличались смелыми цветами и «дикими» контрастами, намеренной грубостью форм и широким мазком. За эту энергию и экспрессию авторов стали называть дикими — по-французски «fauves», откуда и произошло слово «фовисты».

На лекции вы узнаете:
  • какие картины представили на Осеннем салоне Матисс, Дерен, Вламинк и другие участники движения и как их приняли французские критики;
  • что такое фовизм, как он сформировался и почему был достаточно радикальным даже для французской публики, привыкшей к художественным экспериментам;
  • какое влияние течение оказало на других художников и как фовизм стал востребован вне Франции.

Лектор — Елена Якимович, искусствовед, историк фотографии, кандидат искусствоведения. Член Ассоциации искусствоведов, преподаватель Факультета гуманитарных наук ВШЭ, Института дополнительного образования РГГУ. Автор статей о живописи и фотографии в XIX веках в Западной Европе и США.


Лекция сопровождается переводом на РЖЯ

«Дикие» художницы русского авангарда
23 июля, 19:00

Наталья Гончарова, Ольга Розанова, Зоя Матвеева-Мостова — вот лишь несколько «диких» художниц, которые стали ключевыми фигурами русского авангарда.

На лекции:
  • поговорим о художницах, чье творчество оказало влияние на развитие искусства в XX веке и не потеряло своей актуальности сегодня;
  • посмотрим на работы Варвары Степановой, Сони Делоне, Любови Поповой и других талантливых женщин эпохи авангарда;
  • разберем представленные на выставке произведения художниц-авангардисток и попробуем выяснить, где они сами черпали вдохновение.

Лектор — Марина Иванова, историк искусства, преподаватель, автор книги «Искусство в лицах» и канала «Азбука искусства».


Лекция сопровождается переводом на РЖЯ

Фатальность цвета. Марианна Веревкина
31 июля, 19:00

Марианна Верёвкина — художница, чье имя все еще звучит слишком редко, хотя ее творческий путь весьма интересен, а биография могла бы лечь в основу романа. Она была спутницей Алексея Явленского, дружила с Паулем Клее, спорила с Василием Кандинским и вошла в историю как «амазонка „Синего всадника“». Цвет на ее картинах живет своей жизнью — не описывает предмет, не зависит от света, а говорит сам за себя: то напряженный, почти крик, то мрачный, как затянутое небо.

На лекции:
  • узнаем, кто назвал Марианну Верёвкину «русским Рембрандтом»;
  • поговорим о том, как она пришла к экспрессионизму;
  • поймем, почему художница на десять лет отреклась от живописи и что помогло ей вернуться;
  • выясним, где сегодня можно увидеть ее работы.

Лектор — Константин Цаликов, культуролог, куратор, специалист просветительского отдела Музея русского импрессионизма.

Русские каникулы Анри Матисса
14 августа, 19:00

Анри Матисс — лидер фовистов и одна из ключевых фигур мирового искусства ХХ столетия. В октябре 1911 года он приехал в Россию, чтобы лично руководить развеской своих картин в особняке покровителя искусств, коллекционера Сергея Щукина. В Москве Матисс посетил Кремль, Третьяковскую галерею, оперу, познакомился с поэтами Валерием Брюсовым и Андреем Белым. Последний так описывал визит француза: «Пьет шампанское, ест осетрины и хвалит иконы; не хочет-де в Париж».

На лекции:
  • поговорим, как прошел единственный визит Анри Матисса в Россию;
  • выясним, легко ли было Сергею Щукину принимать у себя такого важного гостя;
  • узнаем, чем Илья Остроухов завлек Матисса в Третьяковку и с кем из русских художников успел познакомиться французский мэтр;
  • вспомним, о чем говорил Матисс в интервью журналистам и какими были его главные впечатления от путешествия в Россию;

Лектор — Анжела Ахматова, москвовед, гид, лектор, экскурсовод театра Моссовета


Лекция сопровождается переводом на РЖЯ

Анри Матисс и фовизм в современной живописи
17 августа, 16:00

Даже спустя сто лет работы Анри Матисса и других фовистов продолжают влиять на современных художников.

На лекции:
  • узнаем, кто сегодня продолжает линию «диких» в искусстве или оригинально переосмысляет наследие французского авангарда;
  • обсудим, за какими художниками в России и в мире сегодня стоит следить и как их творчество вписывается в большую историю искусства;
  • поговорим о судьбах современной живописи и обнаружим фовистскую стилистику в работах Питера Дойга, Дэвида Хокни, Элизабет Пейтон и Джули Мерету.

Лектор — Константин Плотников, искусствовед, кандидат филологических наук, куратор интенсива «Как понимать современное искусство» Московской школы современного искусства (MSCA).

Энди Уорхол и Жан-Мишель Баския
28 августа, 19:00

В начале 1960-х на арт-сцене Америки загорелась новая звезда — Энди Уорхол. Он превратил банку супа в произведение искусства, создал собственную философию и стал символом коммерческого поп-арта. Он ставил под сомнение границы между искусством и рекламой, художественной мастерской и фабрикой, оригиналом и копией. К 1980-м он уже был живым классиком — и тогда в его жизни появился Жан-Мишель Баския. Самоучка, бывший уличный художник Уорхол сначала встречал его «то там, то тут" — и, как позже напишет в дневнике, «не заплатил бы за его работы больше 10 долларов». Но уже через пару лет они начали работать вместе.

На лекции:
  • обсудим, что такое поп-арт и неоэкспрессионизм, и как уличное искусство стало частью арт-рынка;
  • узнаем, как Энди Уорхол стал «королем поп-арта» и героем светских хроник;
  • разберемся, почему его работы с банками супа и портретами Мэрилин Монро перевернули представление об искусстве;
  • поговорим о том, кто такой Жан-Мишель Баския и как уличный художник из Бруклина стал звездой нью-йоркской арт-сцены, в чьих произведениях панк соединился с джазом и африканской культурой;
  • посмотрим, какие еще известные личности — актеры, модели, художники — были с Уорхолом на протяжении его творческого пути.

Лектор — Константин Цаликов, культуролог, куратор, специалист просветительского отдела Музея русского импрессионизма.

«Идея цвета»: французские фовисты, немецкие экспрессионисты и их последователи
04 сентября, 19:00

Художники ХХ века определили новое отношение к понятию цвета в живописи. Одними из первых в начале столетия свои идеи формулируют французские фовисты — Анри Матисс, Андре Дерен, Морис де Вламинк и другие. Их цветовые эксперименты вскоре нашли отклик в творчестве немецких экспрессионистов, русских мастеров, живших в Германии, а также в работах художников-абстракционистов, творивших в США в 1940-х — 1950-х годах.

На лекции:
  • поговорим о том, чем вдохновлялись главные герои фовизма и какое влияние на их отношение к цвету оказала учеба в мастерской символиста и мистика Гюстава Моро, отдававшего предпочтение сдержанной палитре;
  • узнаем, что общего между фовизмом, экспрессионизмом и творчеством Василия Кандинского;
  • обсудим, как в середине ХХ столетия мощное цветовое начало выразилось в работах художников американского абстрактного экспрессионизма — Аршила Горки, Виллема де Кунинга, Франца Кляйна.

Лектор — Наталья Кортунова, старший научный сотрудник Отдела нового западного искусства ГМИИ им. А. С. Пушкина. Хранитель коллекции скульптуры ХIХ-ХХ веков. Куратор и со-куратор выставок в ГМИИ. Автор книг «Шедевры модерна», «Искусство Средневековья», «Как читать и понимать живопись», «Знаки, символы и аллегории в живописи» и др.


Лекция сопровождается переводом на РЖЯ

Прованс — родина света и цвета
10 сентября, 19:00

Прованс — один из самых живописных уголков Франции, который славится залитыми солнцем вечнозелеными холмами, бескрайними виноградниками, лавандовыми полями и тихими деревнями. В конце XIX — начале XX века этот регион стал центром экспериментов в авангардном искусстве. Художников особенно привлекал средиземноморский свет этой местности: они выбирали Прованс для работы, отдыха и дружеских встреч.

На лекции:
  • поговорим, как художники-модернисты преобразили регион и как регион изменил их видение света и цвета;
  • узнаем, почему Винсент ван Гог работал в Арле, Поль Сезанн поселился в Экс-ан-Провансе, Огюст Ренуар — в окрестностях Кан-сюр-Мера, а Анри Матисс и Марк Шагал — в Ницце;
  • увидим, какие уголки Прованса можно найти на картинах художников — гору Святой Виктории на пейзажах Поля Сезанна; виноградники и кафе в Арле на полотнах Винсента Ван Гога; набережные Ниццы в окнах на картинах Анри Матисса;
  • посмотрим, как выглядят дома, ставшие музеями, и какие из любимых художниками мест сохранилось в городах юга Франции.

Лектор — Виктория Калинина, лингвист-переводчик, культуролог, куратор просветительских программ Музея русского импрессионизма.

Лекция Антона Успенского
«Роберт Фальк: умеренно дикий художник«
20 сентября, 16:00

Роберт Фальк — частый герой выставок в Музее русского импрессионизма. И это не случайно. Творческий путь художника многогранен: он прокладывал маршрут между классическим искусством, модернизмом и авангардом. Фалька часто называли «типичным сезаннистом», хотя в его работах также можно проследить влияние Ван-Гога, Гогена, при этом — с явным русским колоритом.

На лекции:
  • поговорим о творческом пути художника и стилях, которые на него влияли — фовизме, кубизме, примитивизме и других;
  • рассмотрим, как и почему в поздних работах Роберт Фальк неожиданно переосмыслил юношеский опыт, наполнив холсты 1940−1950-х годов обновленным колоритом;
  • поймем, почему в контексте современного ему советского искусства эти эксперименты оказались уникальными.

Лектор — Антон Успенский, искусствовед, историк искусства, художник, литератор, ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея. Автор книг «Как стать искусствоведом», «Роберт Фальк», «Между авангардом и соцреализмом» и других.


Лекция сопровождается переводом на РЖЯ

Бесплатная лекция для Друзей музея


Участие в Клубе друзей музея даёт право посетить бесплатно одну любую лекцию на свой выбор и много других преимуществ: неограниченное посещение постоянной экспозиции и временных выставок в течение года, приглашения на закрытые мероприятия в течение года и скидками до 15%.


Присоединяйтесь!



ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ТВОРЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Мастер-класс
«В мастерской импрессиониста.
Пишем акрилом»
На занятии вдохновитесь сюжетами работ известных мастеров и создадите свою версию. Творить будем в пространстве мастерской, а помогут написать работу советы нашего художника. Занятие рассчитано на участников с небольшим уровнем подготовки.



Ведущая: Александра Рябова, художник и педагог
Длительность занятия: 2 — 2,5 часа

Материалы для работы включены в стоимость билета
Купить билет
Мастер-класс по графике
«Скетчинг. Наброски в экспозиции»
Скетчинг — быстрое рисование, позволяющее зафиксировать впечатление от натуры. Эксперименты фовистов вдохновляют на экспрессивные штрихи и смелую интерпретацию увиденного. Используем это вдохновение!
На мастер-классе сделаем зарисовки картин в экспозиции, взяв урок у Валентина Серова, Михаила Шемякина, Константина Коровина и других мастеров.

Для кого
  • кто хотел попробовать себя в рисовании, но не знал, как начать;
  • кто мечтает научиться фиксировать впечатления с помощью рисунков;
  • кто хочет привозить из путешествий не только магнитики и фото, но и дышащий впечатлениями скетчбук с зарисовками;
  • кто мечтал сделать зарисовки с натуры прямо в стенах музея;
  • кто ищет безопасную и поддерживающую творческую атмосферу, чтобы начать творить.

Ведущая: Елена Обабкова, профессиональный художник, педагог.
Длительность занятия: 1,5 часа.

Материалы для работы включены в стоимость билета
Купить билет
Мастер-класс
«Скетчинг в музее: пространство и впечатления»
Участники мастер-классов познакомятся с Музеем русского импрессионизма через рисование: научатся передавать атмосферу и глубину пространства, а также фиксировать впечатления с помощью техники скетчинга. Серия встреч знакомит с приемами и техникой быстрого рисунка с натуры, а также со средствами художественной выразительности в графике, такими как линия и пятно, ритм и штрих.

Каждое занятие включает в себя теоретическую и практическую часть, а также обсуждение результатов. Занятия подойдут как новичкам без опыта рисования, так и практикующим рисовальщикам, которые хотят развить навыки скетчинга.

Ведущий: Лёша Гельд — профессиональный художник, иллюстратор
Длительность: 2 часа

Материалы для работы (акварельные краски и карандаши, кисти, линеры, ластики) включены в стоимость билета
Купить билет
Мастер-класс
«Акварель для начинающих»
Предлагаем гостям выставки вдохновиться буйством цвета на экспозиции и выплеснуть эмоции на мастер-классе в студии. Мы вспомним «Русские сезоны» Сергея Дягилева, которые оформлялись лучшими художниками начала 20 века. Пикассо, Матисс, Утрилло, Бенуа, Бакст, Рерих, Серов, Гончарова, Добужинский, Ларионов… Все они поучаствовали в подготовке гастрольных выступлений русской оперы и балета в Париже. Мы используем в своих работах стилистику оформления театральных декораций к операм Игоря Стравинского и познакомится с техникой работы с акварелью. Вы откроете для себя искусство смешивания цветов, помедитируете над акварельными разводами и вместе с профессиональным художником примените новые знания на практике.

Акварель — материал, позволяющий создавать и нежные полупрозрачные работы, и яркие динамичные картины. Приходите, если хотите насладиться творчеством и влюбиться в акварель раз и навсегда.

Ведущая: Елена Обабкова, профессиональный художник и педагог
Длительность занятия: 1,5 часа

В стоимость билета включены материалы для работы
Купить билет
ПОПРОБОВАТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ
Интерактивная лекция-экскурсия
«Секреты масляной живописи»
Любуясь живописными полотнами, иногда мы невольно ловим себя на мысли: «Удивительно! Как же это сделано?» На экскурсии зрители познакомятся с различными методами нанесения красок на холст, научатся определять, какие инструменты использовал живописец в своей работе, узнают, как пахнут сырые масляные краски (спойлер: весьма приятно). Педагог даже разрешит прикоснуться к живописной поверхности холста! Конечно, в студии, а не в экспозиции. Желающие смогут сами попробовать нанести масляную краску на холст.
Затем, уже во всеоружии, участники вместе с педагогом отправятся в экспозицию, чтобы на примерах конкретных картин закрепить полученные знания. Вместе попробуем определить, кистью или мастихином нанесены мазки и какого цвета был подготовительный тонкий слой краски. Узнаем, почему одни пятна нанесены тонким слоем краски, а другие — пастозно. Разберемся, что такое имприматура, лессировка, подмалевок.

Длительность: 60−90 минут

Ведущая: Елена Обабкова — профессиональный художник, педагог.
ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ВЫСТАВКОЙ
НА ЭКСКУРСИИ
«Обманчиво, абсурдно, поразительно, дивно…»

Анри Матисс
Во время экскурсии вы перенесетесь во времени к началу прошлого века и почувствуете себя на месте посетителей первых авангардистских выставок, рискнувших познакомиться с современным искусством. Вы увидите, как неудержимая энергия цвета позволила молодым авангардистам преодолеть импрессионизм; убедитесь, что символизм в России тоже мог быть «диким»; узнаете, как русский лубок, детский рисунок и ярмарочная фотография помогли вывести живопись из тупика, в котором оказалось академическое искусство сто лет назад.
Выставка «Русские дикие»
На совместном проекте с ГМИИ имени А. С. Пушкина представлены «дикие», фовистские работы европейских и русских художников начала XX века. Дерзкие краски, эксперименты с формой и плоскостью — на выставке произведения французских фовистов Матисса, Фриеза, Марке и других встретятся с произведениями отечественных бунтарей-экспериментаторов.
Мы в социальных сетях