Группа «13». В переулках эпохи
ЛЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА
Выставка «Группа „13“. В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма сопровождается образовательной программой, в рамках которой проходят лекции куратора Надежды Плунгян и приглашенных культурологов и искусствоведов, посвященные группе «13» и тому социокультурному контексту, в котором работали ее представители.
11 мая в 16:00

Великий перелом.
Русская литература 1920−1930-х годов
1929 год навсегда запомнился как «год великого перелома на всех фронтах социалистического строительства». Литература тоже была для советской власти таким фронтом. Тех, кого мало увлекали пятилетки, коллективизация и смычка города с деревней, топтала критика, литераторов заставляли каяться, издательства должны были признать свои политические ошибки. «Русская литература кончилась в 1931 году», - сказал Юрий Олеша. А в 1932 году партия распустила все литературные объединения и решила создать Союз советских писателей. Как происходил «великий перелом» в советской литературе?

Мы поговорим о процветавших в конце двадцатых и уничтоженных в начале тридцатых литературных группировках; о покаянии, которое пришлось принести Борису Пильняку и Корнею Чуковскому; о письмах, которые писали Сталину Евгений Замятин и Михаил Булгаков; о первом аресте Александра Введенского и Даниила Хармса в 1931 году – обо всем том, что предшествовало появлению Союза советских писателей.

Лектор — Ирина Лукьянова, писатель, журналист, колумнист, преподаватель.
19 мая 17:00

Между словом и изображением: диалог искусства и литературы в советской России 1920-х
1920-е годы были временем идеологических и эстетических утопий, в значительной мере закончившихся крахом. Это была эпоха завершения главного этапа модернистского проекта, и в то же время формирования жестких идеологических норм советской культуры. Взаимодействие слова и изображения на самых разных уровнях — от иллюстрации до синтетических программ, от личных контактов литераторов и художников до интеграции этих функций в рамках одной личности — одна из ярких черт данной эпохи


Лектор — Данила Давыдов, поэт, прозаик, филолог, культуролог. Кандидат филологических наук. Лауреат премии Андрея Белого.
22 мая в 19:00

Русский космизм и культура авангарда
Философия русского космизма cформировалась на рубеже XIX–XX веков. Ее разрабатывали мыслители Николай Федоров, Константин Циолковский, Владимир Вернадский. Ее основные положения: обеспечение бессмертия человека, воскрешение мертвых, выход в космос и расселение человечества во Вселенной.

После революции 1917 года космизм стал одним из главных течений российской и советской общественной мысли. Его идеи оказывали большое влияние на искусство, литературу, архитектуру и массовую культуру. Они вдохновили инженеров на создание ракет и двигателей. В медицине они способствовали поискам способов омоложения и продления жизни.

Сегодня трудно представить, какое место занимал космизм в культуре эпохи авангарда — во многом потому, что в сталинские годы память об этом была вычеркнута. На нашей лекции будем восстанавливать историческую справедливость.


Лектор — Айрат Багаутдинов, историк архитектуры, экскурсовод и лектор, руководитель образовательной компании «Глазами инженера», автор книг «Что придумал Шухов» и «Москва глазами инженера. Архитектурный путеводитель».
26 мая в 17:00

Кураторская лекция
о Владимире Милашевском

Лектор — Надежда Плунгян
Прошедшие мероприятия
17 апреля в 19:00

Москва, которую мы потеряли.
Образ города в работах группы «
13»
Художники группы «13» были увлечены документальным рисунком, быстрыми скетчами на улицах Москвы, ведь главным творческим принципом они выбрали «чувство Времени, в которое выполнен этот рисунок, в которое он начертан» (Владимир Милашевский).

На выставке около сотни московских зарисовок, где в центре внимания — лирический образ города: переулочки, дворики, отдыхающие в парке люди, умытые дождем бульвары, еще не снесенные храмы. В конце 20-х Москва начнёт меняться, перестраиваться, ведь первая в мире столица социалистического государства должна была стать городом будущего, воплощением мечты всего человечества. Фиксируя окружающую действительность, отрабатывая свои художественные приёмы, группа «13» сохранила для нас, потомков, удивительные подробности той, ушедшей Москвы. Уже потом многое будет снесено, передвинуто и надстроено, и именно такую Москву мы знаем сейчас. Но благодаря художникам, можно вернуться в прошлое и посмотреть на ту Москву, которую мы потеряли.


Лектор — Ирина Буреева, гид-культуролог. Блогер, лектор, голос туристического сервиса RUSSPASS.
14 апреля в 17:00

Татьяна Маврина — от «ревущих 1920-х» к позднесоветской сказке

Большинство зрителей, или скорее читателей, ассоциирует Татьяну Маврину с Ариной Родионовной, вспоминая ее иллюстрации к сказкам. Славы и признания художница добилась поздно, и в чём-то ее путь напоминает путь Луизы Буржуа, которая создала свои лучшие работы в очень зрелом возрасте. Юность Татьяны Мавриной пришлась на «ревущие 1920-е» и сексуальную революцию, а ее живописные этюды 1930-х сейчас могут показаться пределом откровенности для советского искусства этого времени.
На этой лекции мы проследим творческий путь художницы и попробуем понять причины позднего расцвета.

Лектор — Кирилл Светляков, кандидат искусствоведения, куратор, преподаватель, ведущий научный сотрудник и куратор Государственной Третьяковской галереи.
7 апреля в 17:00

Группа «13» среди других художественных группировок 1920-х годов

Советское искусство 1920-х годов развивалось в бурной и подчас агрессивной полемике среди сторонников различных направлений и программ. Художники, идеологи и критики бесконечно спорили о том, какое искусство необходимо, а какое чуждо пролетариату как господствующему в Советском Союзе классу, и что можно считать проявлением настоящего «пролетарского» вкуса в пику буржуазному и мещанскому вкусу.
На этой лекции мы рассмотрим искусство участников «Группы 13» в контексте других группировок, а также эстетических споров в 1920-е годы.

Лектор — Кирилл Светляков, кандидат искусствоведения, куратор, преподаватель, ведущий научный сотрудник и куратор Государственной Третьяковской галереи.
30 марта в 16:00

Культура для массы или масса культуры: как большевики создавали культурный канон
Период культурной революции в советской России стал временем уникальных экспериментов в сфере культурной политики. Решая задачу обучения и приобщения к культуре миллионов безграмотных граждан, молодое государство создавало новые культурные пространства, такие как рабочий клуб и изба-читальня, радикально меняло облик городов, реализуя план «Монументальная пропаганда», выдвигало на передний план ранее неизвестных художников, а также целые стили и направления — и «отменяло» другие.

На лекции поговорим о том, как сформировалась модель культуры, оказавшаяся доминирующей в 20-30-е годы и во многом определившая наше сегодняшнее понимание культуры и искусства


Лектор — Елена Бучкина, кандидат филологических наук, доцент кафедры медиаобразования МПГУ, исследователь советской культурной политики и культуры повседневности, просветитель.
17 марта в 16:00

Расцвет русской графики начала ХХ века. От «Мира искусства» до «Группы "13"»
Начало ХХ века — эпоха блистательного расцвета русской графики. Художники заново открывают для себя выразительные возможности рисунка и гравюры. Впервые рисунок перестает служить лишь рабочим материалом, обретает самостоятельное значение среди других видов искусства и достигает небывалых высот. Новые задачи ставят для себя художники, изучая всевозможные печатные техники графики.

На лекции мы проследим пути развития искусства графики в контексте художественной среды 1900-1930-х годов и вклад выдающихся мастеров в подъем рисунка и гравюры в России.


Лектор — Екатерина Скареднова, искусствовед, научный сотрудник отдела графики ХХ века Государственной Третьяковской галереи.
14 марта в 19:00

Кураторская лекция.
«13»: реалисты, репортеры, поэты
Группа 13 начиналась как кружок графиков-документалистов, но ее платформа стала новым решением главной проблемы искусства XX века — проблемы реализма и реальности. На лекции речь пойдёт о том, как и почему художники 13 оказались одновременно свидетелями и гражданами своего времени, сказочниками и писателями: о диалоге и борьбе художников с властью и о том, как установка на реализм позволила членам группы победить время и путешествовать во времени.


Лектор — Надежда Плунгян, куратор выставки «Группа "13". В переулках эпохи».
Выставка «Группа "13".
В переулках эпохи»
«Тринадцать» — группа раннесоветских художников, интеллектуалов и эстетов. В противовес парадным сюжетам соцреалистов главной темой «Тринадцати» стал динамичный город, а манерой — быстрый рисунок с натуры.
Мы в социальных сетях